«Я увидела в зеркале чужую женщину!» Почему актриса Ольга Гобзева отказалась от славы и ушла в монастырь

«Я увидела в зеркале чужую женщину!» Почему актриса Ольга Гобзева отказалась от славы и ушла в монастырь

— Мама, где ты? — раздался голос сына сзади.

Ольга обернулась, но он прошёл мимо, не обратив на неё внимания.

Через мгновение рядом промчался режиссёр, и он также не узнал её.

Только в гримёрной ей удалось осознать, что произошло. Подойдя к зеркалу, она увидела отражение незнакомой женщины. У неё был нос с горбинкой и другой разрез глаз. Ольга открыла рот от удивления — её отражение повторило это движение.

Это была она. Но в то же время, это была не она.

— Господи, не хочу! — прошептала Ольга.

Этой ночью она молилась, как никогда ранее. Утром ей стало ясно: это был её последний спектакль.

«Тургеневская девушка» с экранов

Ольга Гобзева сделала свой дебют в мире кино в 1960-х годах и быстро завоевала признание как одна из самых популярных актрис своего времени. Её часто называли «тургеневской девушкой» из-за её хрупкости, утонченности и глубины внутреннего мира.

Режиссёры в буквальном смысле толпились, предлагая ей различные роли. В картине «Крылья», в фильме «Портрет жены художника» и в ленте «Фокусник» она воплощала образы сильных, но в то же время ранимых женщин. В 1964 году её работа в фильме «Мне двадцать лет» была отмечена призом на Венецианском кинофестивале, что сделало Гобзеву не просто востребованной, а одной из самых ярких актрис своего времени.

Тем не менее, при всём этом успехе, она продолжала чувствовать, что ей чего-то не хватает в профессии.

— Я снималась, играла, но внутри ощущала пустоту. Чем больше я работала, тем сильнее мне казалось, что я не на своём месте.

В этот момент она начала задумываться: действительно ли она ищет своё счастье на правильном пути?

Несчастная любовь или закономерность?

В её жизни случилось два брака, оба из которых завершились разочарованием. Первый муж, актёр Ираклий Хизанишвили, появился в её жизни во время учёбы во ВГИКе. После окончания вуза они поженились и совместно строили свои карьеры, но со временем разногласия начали нарастать.

— Он не любил Россию. Говорил ужасные вещи. Я спорила, доказывала, но в какой-то момент поняла: мы просто не подходим друг другу.

Через десять лет их отношения закончились. Второй супруг, актёр Валерий Мартынов, казался совершенно другим — заботливым и внимательным. Когда Ольга узнала, что не может забеременеть, он настоял на том, чтобы она обратилась к целительнице. В конечном итоге у них родился сын Святослав.

Появление ребенка, казалось, настало время настоящего счастья. Однако разница в возрасте — Гобзева была старше мужа на шесть лет — вскоре напомнила о себе. Разногласия нарастали, недопонимание между ними углублялось.

Однажды Валерий решил кардинально порвать отношения с Ольгой, приведя в дом другую женщину, прекрасно осознавая, что жена их застанет. Этот момент стал роковым.

— Я не могла его простить.

После разрыва с мужем она стала всё чаще посещать храм, искала в нём ответы. И именно тогда жизнь начала подкидывать ей знаки.

Знаки судьбы

Однажды во время съемок актрису пригласили посетить Киево-Печерскую лавру. В этот момент к ней подошел священник.

— Я видел вас в кино, — произнес он.

Ольга почувствовала замешательство.

— Мне казалось, что я скрываюсь от этой жизни, а она догоняет меня даже в храме, — позже вспоминала актриса.

На прощание батюшка сказал ей: «А ты матушкой будешь…». Она лишь улыбнулась. Спустя пару лет она осознала, что его слова действительно имели смысл.

Тем не менее, самым сильным знаком стало совершенно другое событие. Однажды она шла с трехлетним сыном и переходила железнодорожные пути. Пропустив электричку, они внезапно встретились с поездом.

— Я буквально оттащила себя и сына назад. Мы остались живы.

После этого инцидента у нее не покидала мысль: зачем Господь оставил ее? Ответ пришел сам собой.

Последняя роль

Она трудилась в театре. Однажды ей предложили сыграть знойную испанку, и этот образ так захватил её, что, казалось, обрёл свою жизнь внутри неё.

В тот вечер, когда её сын не узнал её в отражении зеркала, увидев в нём чужое лицо, Ольга осознала, что больше не является сама собой.

— Я впустила в себя другого человека.

В этот момент она приняла определённое решение: покинуть театр. Съёмки в кино продолжались ещё какое-то время, но в глубине души актрисе было известно, что это временно. Последним фильмом для неё стала лента «Господи, прости нас, грешных», где она сыграла монахиню.

— Я жила этой ролью. В тот момент я уже знала, что вскоре сделаю этот шаг.

«Я почувствовала свободу»

За неделю до своего 50-летия Ольга Гобзева решила принять монашеский постриг. Когда она вернулась домой в рясе, её сын Святослав удивился.

— Мам, это круто, — произнёс он.

Для окружающих её решение стало настоящим шоком.

— Бывшие коллеги не хотели меня знать. Монахи поначалу сторонились меня, — делилась она.

Тем не менее, Ольга выдержала все трудности. Святослав поддержал выбор матери и никогда не упрекал её. Он вырос самостоятельным и серьёзным ребёнком, несмотря на отсутствие средств на учёбу во ВГИК. В итоге он поступил в Институт культуры и закончил режиссёрский факультет.

Однако судьба привела его в политику – он начал работать в администрации президента.

— Мой сын нашёл свой путь, и я спокойна за него, — отмечала Гобзева.

В настоящее время матушка Ольга активно занимается благотворительностью, помогает пожилым артистам и участвует в церковных проектах. Она ни о чём не жалеет.

— В кино я всегда чувствовала себя несвободной. А монастырь дал мне свободу, — признаётся она.

Отказавшись от славы, Ольга обрела что-то гораздо более значимое.

Вам будет интересно
«Она ужасна! На такое я не пойду»: как Агриппина Ваганова из «некрасивой» балерины стала легендой

Девочка из подвала

В семье капельдинера Мариинского театра родилась девочка по имени Агриппина. Близкие звали её Грушенькой, она была младшей среди трёх сестёр.

Семья жила в сыром и тесном подвале, который часто затапливало во время наводнений. Зимой стены покрывались плесенью, и единственным утешением для девочки были редкие походы в театр, где трудился отец.

Находясь за кулисами, Груша впервые стала свидетельницей танцевального представления. Это зрелище произвело на неё необратимое впечатление. Лёгкие движения, струящиеся ткани, музыка… Как она вспоминала позже, именно тогда зародилась её мечта.

Однако мечта столкнулась с непростой действительностью. В девять лет, после настойчивых просьб со стороны отца, девочка поступила в Императорское театральное училище. Но это было компромиссное решение.

Её приняли не за выдающиеся способности, а из-за живого темперамента, крепкого здоровья и, возможно, благодаря должности отца. Учителя встретили её с сомнением: «Грушенька, ты слишком маленькая, полная, ноги короткие. Разве из таких получаются танцовщицы?».

Тем не менее, эта "некрасивая" девочка выделялась своими выразительными и потрясающими глазами, в которых ярко горела дерзость и желание доказать всем свою ценность.

«Перспективный провал»

Жизнь в учебном заведении отличалась жестокостью. Атмосфера среди воспитанниц напоминала постоянное соперничество. Груша выделялась на фоне своих сверстниц. В то время как девочки из обеспеченных семей прогуливались в нарядных платьях и с гордостью отправлялись домой на каникулы, Агриппина оставалась одна в интернате. Её прозвали «бездомной» — уничижительное имя, которое она носила на протяжении всех лет обучения.

Эта изоляция сделала Грушеньку сильнее. Вместо того чтобы горевать из-за своей судьбы, она проводила часы у балетного станка. Поставив перед собой цель, она оттачивала прыжки, достигая филигранной точности, развивала стопы и упорно искала индивидуальный стиль. За её безукоризненную технику её стали называть «стальным носком».

К моменту завершения училища её усилия были замечены: на выпускных экзаменах она получила 11 баллов из 12 возможных — замечательное достижение для той, кому прочили статус «перспективного провала». Она прошла отбор в труппу Мариинского театра. Но её путь только начинался.

Тридцать третья тень

Работа в кордебалете стала судьбой для многих выпускниц, но для Агриппины это оказался настоящий вызов. Её дебютной партией была тень в балете «Баядерка». Позже она с иронией вспоминала:

— Я была тридцать третьей тенью. Хотя теней в балете всего тридцать две.

Агриппина провела множество лет в кордебалете. Режиссёры и балетмейстеры, такие как Петипа, не считали её чем-то особенным. Её «неканоничные» данные — короткие ноги, широкие плечи, большая голова — не соответствовали тогдашним сценическим стандартам.

Тем не менее, публика заметила её. Агриппина привлекала внимание своей дерзостью и тонким чувством юмора. Во время выступлений она могла подмигнуть офицеру в зале или немного изменить привычные движения. Постоянно искала своё место, стараясь доказать, что она заслуживает большего.

Королева загула

На сцене её воспринимали как «незаметную», однако за кулисами Агриппина Ваганова сияла. Среди офицеров-балетоманов, которые приходили скорее полюбоваться женскими ножками, чем ради искусства, она оказывалась в центре всеобщего внимания.

Хотя черты её лица были немного тяжеловатыми, лукавый блеск серо-зелёных глаз, очаровательная улыбка и дерзкая энергия притягивали взгляды окружающих. После спектаклей Груша с удовольствие проводила время в ресторанах, наслаждаясь цыганским пением и яркими вечеринками. Украшения, полученные от кавалеров, становились элементами её сценических костюмов, вызывая зависть со стороны коллег.

Её язвительный ум и слегка шепелявый голос придавали ей ещё больше очарования, и поклонников у неё никогда не не хватало. Но к 25 годам эти мимолётные увлечения и хаотичная жизнь начали вызывать у неё скуку. Грушенька всё чаще задумывалась о том, чтобы найти свою настоящую любовь и наконец ощутить счастье.

Её время приближалось.

Любовь, которая всё изменила

Говорят, что любовь не подчиняется времени и не учитывает ожидания окружающих. Так произошло и с Агриппиной Вагановой, когда в её жизни появился Андрей Померанцев — полковник старой закалки, обладающий сдержанностью и интеллигентностью, совсем не похожий на тех, кто обычно окружал Грушу в балетных кругах.

После одного из театральных спектаклей Андрей отправил за кулисы корзину белых роз, а вскоре сам пришёл. В его манерах и уверенном поведении было что-то, что мгновенно покорило Агриппину. «Вы самая прекрасная», — сказал он, глядя ей в глаза, и в этих словах она ощутила не только восхищение, но и искреннее обещание заботы.

Андрей Александрович окружил её вниманием: подарками, квартирой, прислугой — он жаждал, чтобы она могла полностью сосредоточиться на своей карьере. Ваганова расцвела, превратившись в настоящую светскую даму, успешно вызывая зависть коллег своим утончённым стилем и безупречным изяществом.

Горько-сладкая победа

За этим счастьем скрывался один нюанс: Андрей состоял в браке, и его жена никак не собиралась отпускать его. Она шантажировала мужа, используя их общего сына, отказываясь давать развод. Агриппина же воспринимала всю эту ситуацию достойно: «Я привыкла к трудностям. Это меня не сломает».

Однажды Груша потеряла сознание прямо на репетиции. Когда стало известно о её беременности, театр заполнили слухи. Тогда Померанцев принял решительное решение — покинул семью, несмотря на разрыв с сыном. Для Груши это была горько-сладкая победа: «Он выбрал меня», — скажет она позже.

Оставив театр, она посвятила себя семье, воспитала сына Александра, а после смерти сестры взяла на себя ответственность за её детей. Однако прошлое не отпускало её. Однажды маленький Саша спросил: «Мама, а почему ты больше не танцуешь?».

Этот вопрос заставил Ваганову вспомнить ту девочку, которая когда-то мечтала стать балериной. Она вернулась в театр, чтобы доказать, что её место — на сцене. И это возвращение стало настоящим триумфом.

К сожалению, их счастье оказалось недолгим. Революция всё изменила. Померанцев застрелился в 1917 году, не выдержав разрушения старого мира. Агриппина осталась одна с детьми, но даже в этих обстоятельствах не позволила себе сломаться.

Рождение педагога

Балетная жизнь практически прекратила своё существование после революции. Многие артисты покинули страну. Однако Агриппина осталась в России. В 1920-х годах ей предложили преподавательскую должность в Петроградском балетном училище. В этот период она обрела своё истинное призвание.

Ваганова не ограничивалась лишь обучением технике. Все свои молодые ошибки она тщательно анализировала и на основе каждой проблемы развивала собственную методику.

Её ученики становились настоящими звёздами. Семёнова, Уланова, Дудинская — все эти имена сегодня символизируют русский балет, и их карьеры начались именно в классе Вагановой. Её строгий и порой суровый метод не терпел слабостей, но приносил впечатляющие результаты.

В 1934 году Ваганова написала книгу, которая произвела революцию в мире балета — «Основы классического танца». Это издание стало настольной книгой для балетмейстеров и танцовщиков на международной арене. Именно ей удалось оформить русскую школу балета, объединив лучшие традиции с изысканным научным подходом.

Легенда

Агриппина Ваганова оставила этот мир, но её наследие продолжает жить. Ленинградское хореографическое училище теперь носит имя «Академия русского балета имени Вагановой».

Вклад Вагановой в искусство танца признаётся и ценится на международной арене. Но возникает вопрос: стала бы она такой великой фигурой, будь у неё другие качества, кроме силы воли?

P.S. Если вам понравился материал, буду благодарна за отзывы. Ваши лайки помогают развитию канала. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации.

Извините, текст для обработки отсутствует. Пожалуйста, предоставьте текст, который нужно переписать.

Психиатр рассказал о способах борьбы с сезонным аффективным расстро...
— Я тебя люблю. — А зачем? Что стоит за семейным счастьем Юлии Проскуряковой и Игоря Николаева
«На главный вопрос: "почему Певцова ушли из театра", ответа нет»: как «Ленком» прощается с легендами
«Ты да я, да мы с тобой»: почему Любовь Казарновская ушла из шоу «Точь-в-точь» и где она сейчас
Тесто для пирожков станет воздушным как облако: бабушкин способ
«Я не красавец, но любую мог уговорить!» Как Константин Райкин ломал стереотипы и покорял сердца
Мошенники на сайтах знакомств: как теперь обманывают россиян
Врачи забили тревогу из-за болезней, лишающих людей памяти
Магнитная буря началась на Земле
Польза и вред имбиря: кому его нельзя?
Штурмовики рассказали о смартфонах офицеров ВСУ, захваченных под Уг...
Мясная подлива будет как в ресторане: простой домашний рецепт