«Слишком красивый для кино»: почему Борис Быстров исчез с экранов после «Аладдина»

— Вот он, наш Аладдин! — воскликнул режиссёр, когда увидел пробы молодого Бориса Быстрова. Это был уникальный случай, когда 21-летний студент МХАТа сумел обойти множество других претендентов и был сразу же утверждён на главную роль. Борис Быстров выделялся высоким ростом, стройной фигурой, правильными чертами лица и проницательным взглядом. Он действительно напоминал восточного принца.
Фильм «Волшебная лампа Аладдина» вышел на экран в 1967 году, и в один миг Борис стал знаменитостью. Девушки в него влюблялись, а мальчишки заветно мечтали найти волшебную лампу. Сам же Борис с нетерпением ожидал, что теперь начнётся его грандиозная карьера в кинематографе.
Однако после этого удачного дебюта ключевые роли больше не предлагались. Внешность, которая могла бы стать его ключом в мир большого кино, неожиданно стала препятствием на его пути.
Как студент стал сказочным принцем
Борис Быстров появился на свет в 1945 году в Москве. С ранних лет проявлял интерес к театру, что усугубилось во время учёбы в школе. Позднее он стал студентом Школы-студии МХАТ, где его талант был немедленно замечен. Такой типаж в советском кино встречался достаточно редко.
В поисках исполнителя на роль Аладдина необходимо было найти не просто красивого юношу, а персонажа, обладающего способностью передать как наивность, так и смекалку, а также романтическую дерзость. Быстров оказался идеальным кандидатом для этой роли.
Съёмочные процессы проходили в Крыму, среди живописных скал и бескрайних морских пейзажей. Актёр трудился с неподдельным энтузиазмом, не прибегая к жалобам на яркое солнце или сложные трюки.
Фильм стал настоящим хитом, а актёра быстро охрестили «советским принцем». На первый взгляд, после такого триумфа двери большого кино должны были открыться перед ним самым широким образом.
«Слишком красивый!»
Но Быстрова считали «слишком идеальным». В Советском Союзе ценили «красивых» героев, но требовалось, чтобы они были ближе к народу — интеллигентными, мужественными, с драматической глубиной. Вспоминаются Вячеслав Тихонов, Юрий Соломин, Олег Янковский.
Однако Быстров выделялся. Его лицо напоминало обложку западного журнала — слишком кинематографичное, слишком глянцевое. В тот период режиссёры боялись, что такая внешность отвлечёт зрителей от основной идеи фильма.
Популярность свалилась на молодого актёра неожиданно. Борису нравилось внимание публики, но он не был готов к тому, что слава может быть весьма нестабильной.
С течением времени восторги зрителей начали затихать. Новые роли не приносили ожидаемого успеха, режиссёры всё реже приглашали его на главные роли, а зрители постепенно стали забывать, кто этот привлекательный юноша, исполнивший роль Аладдина.
Он изменился — черты его лица стали грубее, а романтический образ, который изначально был его визитной карточкой, словно исчез.
Быстров продолжал сниматься, но после «Аладдина» ему предлагали лишь небольшие роли. Он появлялся в таких фильмах, как «Удар! Ещё удар!», «Приключения жёлтого чемоданчика», «ТАСС уполномочен заявить…», но среди них не было запоминающихся ролей.
Однажды у него возник шанс — он проходил кастинг на роль Штирлица в «Семнадцати мгновениях весны». Однако выбор пал на Вячеслава Тихонова, и это оказалось правильным решением.
Быстров осознал: для того чтобы остаться в профессии, необходимо искать новый путь.
Второе дыхание
Двери большого кино закрылись для Быстрова, и он нашёл себя в сфере озвучивания. Теперь его голос звучал в сотнях фильмов, мультфильмов и сериалов.
Вместо яркого образа на экране он стал дарить голоса другим персонажам. Быстров озвучил Марлона Брандо и сделал голос Майкла Кейна популярным среди зрителей. Он также говорил за персонажей культовых мультсериалов, таких как «Футурама», «Симпсоны», а также знаменитого пса Скуби-Ду.
Хотя имя Быстрова больше не появлялось на афишах, его уже не узнавали на улице. Тем не менее, зрители продолжали слышать его голос, который становился частью их любимых историй.
Личная жизнь и последние годы
Борис Быстров имел триMarriage. Его первой женой стала актриса Инна Кмит, которая была дочерью известного Леонида Кмита. У пары появилась дочь Екатерина, однако их брак оказался недолговечным. Молодые, полные амбиций и активно работающие, они вскоре разошлись.
Со второй супругой, балериной Татьяной Лейбель, Быстров испытывал подлинное счастье. Эта пара казалась красивой и интеллигентной, однако судьба приготовила для них другие испытания. В начале 90-х годов Татьяна решила эмигрировать в Канаду, стремясь начать всё заново.
Борис же не хотел покидать Россию; его профессия не позволяла начать жизнь с чистого листа за границей. Их расставание произошло, как говорил актёр, «не по вине друг друга». Это была разлука, свободная от ссор, но такая же болезненная.
Истинной опорой для него стала третья жена — актриса Ирина Савина. Их встречи начались в театральной среде, и именно с Ириной Быстров, наконец, нашёл семейное тепло и стабильность.
В 1989 году у пары появился сын Николай, который позже последовал по стопам отца, но выбрал карьеру в области дубляжа. Николай Быстров также стал известным российским актёром озвучивания.
Если бы он родился в другой стране...
В последние годы жизни Борис Быстров редко выходил на публичные мероприятия. Он продолжал заниматься дубляжом, но всё реже соглашался на интервью. В одном из немногих разговоров с журналистами он отметил, что не испытывает сожалений о своей судьбе, несмотря на то что когда-то мечтал о большой карьере в кино:
«Да, я не стал звездой первой величины. Но мой голос знают миллионы, а для меня это тоже важно».
Актёр наслаждался прогулками, проводил время с родными, увлекался классической музыкой и часто возвращался к старым кинолентам.
Борис Быстров покинул этот мир в 2024 году. В феврале 2025 года ему исполнилось бы 80 лет, и, несмотря на долгую жизнь вдали от публичности, образ его Аладдина навсегда останется в сердцах зрителей.
Карьера актёра могла сложиться по-другому, вероятно, но даже одна такая значимая роль оставила яркий след в нашей памяти.